И.И. Бродский.
Портрет Горького.
1937

Борьба - вот слово, наиболее точно выражающее сущность его души и его таланта, смысл всей жизни великого писателя. Борьба - за человека; борьба - против рабства труда и мысли, против бездуховности и бесчеловечности буржуазного мира. Таким он начинался; таким был всю свою сложную и яркую жизнь.

Г. Гусев.





Горький Максим Максимович родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 года.
Его отцом был Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), по профессии столяр-краснодеревщик, сын разжалованного в солдаты офицера царской армии Савватея Пешкова. Отец в 30 лет стал главным управляющим пароходной конторы. Умер от холеры когда сыну Алёше (первое имя Максима Горького) было всего три года.
Мама Алёши Варвара Васильевна Каширина - из мещан (средний класс), родилась в 1842. После смерти мужа второй раз вышла замуж, но умерла от чахотки (туберкулёза) в 1879 году.
Десятилетний Алексей оказался в доме деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина, прошедшего нелёгкую жизненную школу. Василий Каширин в молодости работал бурлаком (тягловая сила на речном флоте) потом разбогател, стал директором красильного предприятия, но под старость лет обанкротился.
Не смотря на всю его строгость и достаточно суровую дисциплину, дед Василий все-таки сыграл и положительную роль в становлении личности Алёши, обучив его грамоте по церковным книгам. Алексей, благодаря ему, хорошо знал библию и другие церковные книги, так как именно по ним он и познавал основы грамоты. Может быть благодаря этому он смог увидеть столько разных альтернативных направлений в христианстве. Как мы знаем, тогда его выбор остановился на книге Иова. Из церковных книг Горький уважал только ее, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом" (письмо Горького Розанову В.В. 1912).
Вероятно это и сделало из Алексея противника православия и обывательской христианской морали. Именно это доскональное изучение церковных книг выводило его на тропинку альтернативной духовности. Которая, в свою очередь, не без влияния Фридриха Ницше, трансформировалась в концепцию новых ценностей нового Человека.
Кроме того, бабушка Акулина приобщила Алешу к национальному фольклору, к народным сказкам и древнерусским языческим преданиям.
Любящая и строгая одновременно, бабушка заменила ему мать. Облик бабушки для Алексея состоял как бы из двух разных женщин.
Строгая и практичная в быту, она воплотилась известном в образе из "Детства" и по словам Горького "насытила крепкой силой для трудной жизни".
Другую, духовную суть бабушки Акулины, мы легко узнаём в мудрой сказительнице, старухе Изергиль. Именно эта сторона бабушки благотворно повлияла на формирование писательского таланта Алексея. Подобно Арине Родионовне, она, может быть сама не сознавая того, являлась чуть ли не главным учителем юного гения.
Критики, описывающие жизнь в доме "деспотичного деда" как в "жёсткой и недоброй среде", мягко говоря, не обьективны.
Не получив официального образования, он занимался самообразованием, что сказалось на самобытном и глубоко личностном восприятии окружающего его мира.
Тем не менее, он всё-таки закончил Нижегородское Кунавинское ремесленное училище, проучившись там два года. Но работать по профессии он не стал и перебивался случайными заработками - то грузчиком в магазине, то на ярмарочных постройках. Так же он выучился на художника в иконописной мастерской.
Попав на речной флот, "посудником на камбуз", он подружился с корабельным поваром, который, благодаря книгам о приключениях, истории и географии, расширил кругозор юноши. Любовь к этим книгам заставила по-новому посмотреть на мир и своё место в нём. Жюль Верн и Джек Лондон помогли ему найти в себе силы и расширяли его кругозор. Суровая жизненная школа, и новые знания побудили в нем тягу к переделыванию мира, мира людей. "Мы в мир пришли, чтобы несоглашаться..."- сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы Горького "Песнь старого дуба". Как это перекликается с библейским текстом Откровения от Иоанна: "Вас мир не может ненавидеть, а меня ненавидит, потому что я свидетельствую о нем, что дела его злы". (гл. 7 стих 7)
"Мужайтесь; я победил мир"(гл. 16, стих 31)
Как говорит Горький, вспоминая эти годы: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде."
Романтический максимализм стал его сутью. Именно тогда он в первый раз решил изменить свою судьбу, взяв себе новое имя - имя отца Максим. Из послушного мальчика на побегушках Алёши Пешкова, как прекрасный лебедь из гадкого утёнка, рождалась новая личность - революционер, романтик, поэт, максималист Максим Горький. Это была его первая личная революция.
В 1884 году Максим Горький добровольно вступил в народнический кружок.
В 1887 году из-за нераздлёной любви делал попытку застрелиться, но выжил. Дважды ходил по Руси с целью революционной пропаганды, за что был арестован и находился под надзором полиции. В это время он читал немецких классиков - Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Гете. Любил он также Ж.М. Гюйо, Дж. Рёскина, Э. Гартмана, М. Штирнера.
Горький также много работал над "Капиталом" Карла Маркса и "Историческими письмами" П.Л. Лаврова.
Критика сравнивала образ Человека Горького со "сверхчеловеком" Фридриха Ницше. Что отчасти подтверждает, что ранний и настоящий Горький всё же был больше неоромантиком чем реалистом.

Горький начинал как газетчик под псевдонимом Иегудиил Хламида.
1892 в тифлисской газете опубликован первый рассказ "Макар Чудра" под псевдонимом М.Горький. Ему тогда было двадцать четыре года. Спустя почти
сто лет по этому рассказу в Советском Союзе был поставлен прекрасный фильм "Табор уходит в Небо"

В 1895 при поддержке В.В. Короленко, в одном из самых популярных журналов того времени "Русское богатство" публикуется рассказ "Челкаш".
В 1898 выходит сборник "Очерки и рассказы" принесший автору огромный успех.
В 1899 выходит поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и повесть "Фома Гордеев"
В1901- пьеса "Мещане"
В 1901 Горький возглавил товарищеское издательство "Знание", в которое входили И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович.



Группа участников литературного кружка "Среда".
Среда направо: Скиталец,
Л.Н. Андреев,
М. Горький,
Н.Д. Телешов,
Ф.И. Шаляпин,
И.А. Бунин,
Е.Н. Чириков.
1902 год.



В 1902 постановка Станиславским пьесы "На дне", принесла Горькому общественное признание.
В общественной позиции Горький был настроен радикально, за что не раз был арестован.
В 1902 ныне причисленный православной церковью в святые великомученник Николай II распорядился аннулировать его избрание почётным академиком по разряду изящной словестности, царя не устраивали не только политические взгляды Горького, но и отсутствие у него официального образования. Чехов и Короленко в знак протеста против царского решения покинули Академию, торжественно хлопнув дверью.
В 1904 написана пьеса "Дачники".
В 1905 Максим Горький вступает в партию СДРПР (социал-демократическая рабочая партия России), крыло большевиков. Там он и подружился с Лениным.
В 1905 Горький написал две пьесы "Дети солнца" и "Варвары".

После поражения революции в1905-07 Горький был вынужден иммигрировать. Сначала он живёт на Капри (Италия). Там он пишет повесть "Мать", пьесу "Враги" (1906), "Исповедь" (1908), "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), цикл рассказов "По Руси" (1912-17).
Во время Первой Мировой войны Горький разочаровался в человечестве, он перестал верить в коллективный разум. Он долго размышлял над тем, на сколько человек выше животного и выше ли он. И вместе с тем постепенно разочаровывался в ницшеановском индивидуализме (по мнению немецкого писателя Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Вера в человеческий разум, принятая как высшая цель существования, никак не подтверждалась жизненной реальностью. Война показала коллективное безумие человечества, когда идеал Горького - Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки:

"Как же мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
Душу мою спасет?"

Первые расхождения с Лениным произошли на Капри. Дело в том, что Гоорький вместе с Луначарским не были в полном сысле слова атеистами, они в ерили в Бога, как в справедливый закон природы, подобно Альберту Эйнштейну. На Капри в школах рабочей молодежи они пропагандировали образ идеального общества, а так же вели релииигиозные беседы, критикуя худшие стороны таких религий, как христианство и ислам. Так называемое "богостроительство" было не по душе Ленину. "Заигрывания с боженькой," - посмеивался Ульянов, - "ни к чему хорошему не приведут". Такое отношение к Богу зарождало первые сомнения в душе Горького.

Февральскую революцию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократии и творческого либерализма, победу воставшего народа. Его квартира в Петрогаде напоминала штаб, где собиралась вся политическая и творческая элита того времени.
Горький уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам искусства". Он возмущается массовым вывозом из России художественных ценностей и обменом их на деньги, он является одним из учредителей "Общества памяти дкабристов". Он создаёт "Лигу социального воспитания" и Дом учёных. Горький входит в комиссию по руководству Народным домом в Петрограде, а позднее становится председателем "Просветительского общества в память 27 февраля 1917 "Культура и свобода"". Целью этого было духовное возрождение и нравственное очищение страны. Горкий считал необходимым воспитание новой рабоче-крестьянской интеллигенции силами старой прогрессивной опытной интеллектуально-творческой элиты. А для этого надо "встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крестьянскую массу ("Новая Жизнь", 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематические знания, ясное понимание своей всемирно-исторической миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.
Увы, как мы знаем из истории, ничего этого у Горького не получилось.
Причин могло быть несколько.
На мой взгляд одной из основных было то, что всё испортил октябрьский большевистский переворот, удовлетворивший личные амбиции Ленина.
Во-вторых, Ленин, будучи человеком не творческим, и при этом атеистом, видел главную задачу, не в духовно-эстетическом воспитании, а в социально-бытовом обустройстве населения: "одеть, обуть и накормить".
На мой взгляд серьезный вес имеет и то положение, что менталитет русского народа располагает к тому, что даже в учёбе он видит прежде всего не расширение сознания и кругозора, не духовное развитие, а лишь средство к приобретению социальных благ.

"Несвоевременые мысли " повторно опубликованные в 1918 году свидетельствовали о том, что Горький считал Октябрьскую социалистическую революцию преждевременной, на что Ленин очень сердился. Ленин не мог публично спорить с Горьким, не только из-за того, что Горький являлся личным другом Ленина, но и того, что Горький был для народа поэтом революции. В конце концов по совету Ленина, он был отправлен на лечение вновь возобновившегося туберкулёза в 1921 году за границу, где прожил, можно сказать, в политической изоляции, 8 лет. За границей он написал вторую автобиографическую книгу "Мои университеты" (1922).

В 1928 году по личному приглашению Сталина на свой 60-летний юбилей Горький приезжает в Советский Союз, как он думал, ненадолго. Но пышная встреча и расположение Сталина склонили его к решению остаться.



Горький и Сталин.



Вернувшись в Россию, Горький поддерживал множество издательств, и был вынужден занимать просталинскую позицию, воспевая вождя и умалчивая о несправедливой внутренней политике. Он уже окончательно перешёл от образа сверхчеловека Данко, от неороматического максимализма к социалистическому реализму, воспевающему человека труда. Горький создавал другое искусство, искусство, понятное тёмному народу, искусство не ведущее к духовному подвигу и творчеству, а оправдывающее тяжёлый труд и стремление к социально-бытовому процветанию. Горький превращался из противника царского империализма в сторонника коммунистического империализма.
В эти годы он работает над пьесами "Егор Булычев и другие" (1932), а также начатой работой ещё в 1925 году "Жизнь Клима Самгина".
Максим Горький умер 18 июня 1936 года в Горках под Москвой.
Смерть Максима Горького как и смерть его сына Максима Пешкова до сих пор окутана таинственностью.
Максим Максимович Горький был кремирован, а урна с прахом помещена в Кремлёвской стене.

Можно по-разному относиться к Горькому, но его тяжёлая и сложная жизнь вряд ли оставит равнодушным каждого честного человека.
Я публикую здесь четыре самых, на мой взгляд, выдающихся произведения молодого Максима Горького, которые помогут читателю перенять огонь его вечно молодого сердца.







Произведения, которые вы можете прочитать здесь:

Песня о Соколе, 1899 г.

Песня о Буревестнике, 1901 г.

Старуха Изергиль,

Человек, 1904

Рождение Человека



Фотогалерея

Параллели духовных путей Максима Горького и индейского шамана племени шайен Х. Сторма.













вверх






Hosted by uCoz